Положение о наставничестве в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Начальная школа- детский сад с.Гадля» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МКОУ «Начальная школа- детский сад с.Гадля» (далее - Положение) разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), - постановлением Министерства просвещения РФ от 25.12.2019 г. № P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», 1.2. Целевая модель наставничества обучающихся МКОУ «Начальная школадетский сад с.Гадля» (далее – Целевая модель) нацелена на достижение результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 1.3. Настоящее Положение разработано в целях обеспечения взаимодействия МКОУ «Начальная школа-детский сад с.Гадля» (далее – ОУ), внедряющего Целевую модель, с организациями (предприятиями) реального сектора экономики, учреждениями культуры и науки, в том числе организациями-партнерами – участниками сетевого взаимодействия, а также общественными объединениями, в том числе имеющими своей целью решение задач патриотического и военно-патриотического воспитания детей и молодежи. 1.4. Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества в ОУ. 2. Основные понятия и термины Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программы наставничества в Школе. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставничество – технология передачи опыта, знаний, формирования компетенций, метакомпетенций, освоения ценностей через неформальное взаимодействие, основанное на доверии и партнерстве. Может осуществляться как в индивидуальной («наставник-наставляемый»), так и в групповой («наставник- группа наставляемых») форме. Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся». Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор – сотрудник образовательной организации либо учреждения из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества. Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Благодарный выпускник – выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.). Школьное сообщество (сообщество ОУ) – сотрудники образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и иные субъекты, объединенные стремлением внести вклад в развитие организации и действующие совместно ради этой цели. Родитель/законный представитель – юридически значимый для наставляемого взрослый, который должен быть включен в программу (даже в качестве пассивного участника). 3. Цели и задачи наставничества 3.1. Целью внедрения Целевой модели в ОУ является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее – педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов ОУ. 3.2. Основными задачами реализации целевой модели наставничества являются: - разработка и реализация мероприятий дорожной карты и внедрения целевой модели; - разработка и реализация программы наставничества; - реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; - проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программы наставничества в ОУ; - формирование баз данных лучших практик; - улучшение показателей организации в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах; - подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность; - раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории; - создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров; - формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности. 4. Организационные основы наставничества 4.1. Наставничество в ОУ организуется на основании приказа директора. 4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор. 4.3. Куратор наставничества назначается приказом директора ОУ. В задачи куратора входит сбор и работа с базой наставников и наставляемых, организация обучения наставников, контроль за проведением всех этапов реализации целевой модели, решение организационных вопросов, мониторинг реализации и получение обратной связи от участников и партнеров программы. 4.4. Разработка программы наставничества осуществляется проектной группой, назначаемой приказом директора. 4.5. Программа наставничества в ОУ реализуется в ходе работы куратора с базами наставляемых и наставников. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется куратором во взаимодействии с педагогическими работниками ОУ, классными руководителями, родителями/законными представителями несовершеннолетних на основании информации о потребностях, обучающихся и педагогов как потенциальных участниках программы. 4.6. Наставляемыми могут быть обучающиеся: - с ограниченными возможностями здоровья; - желающие овладеть цифровыми навыками, ИКТ и иными современными компетенциями и т.д.; - находящиеся в процессе адаптации на новом месте учебы; - демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; - имеющие проблемы с поведением; - имеющие трудности в социализации; - желающие раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал; - попавшие в трудную жизненную ситуацию. 4.7. Наставляемыми могут быть педагоги: - молодые специалисты; - не принимающие участие в жизни школы, отстраненные от коллектива; - находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; - желающие овладеть цифровыми навыками, ИКТ и иными современными компетенциями и т.д.; - находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы. 4.8. Наставниками могут быть: - обучающиеся, мотивированные помочь другим в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; - педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; - родители обучающихся — активные участники родительских или управляющих советов; - выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы; - сотрудники предприятий и организаций, заинтересованные в подготовке будущих кадров; - успешные предприниматели, общественные деятели, имеющие потребность передать свой опыт; - ветераны педагогического труда. 4.9. К наставнической деятельности в ОУ допускаются лица, соответствующие критериям психологической, педагогической, профессиональной (для некоторых форм) подготовки, при условии прохождения ими обучения. К наставнической деятельности не допускаются лица, − имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности; − имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; − признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; − имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей; −лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда 4.10. Эффективность работы наставника определяется наличием прогресса у наставляемого в области эмоциональной удовлетворенности, изменения поведения, компетенций, результатов, значимых для ОУ, по результатам мониторинга и анализа индивидуального маршрута наставляемого. 4.11. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии. Наставники утверждаются при наличии заявления от них (Приложение 1), по результатам анкетирования и собеседования при их соответствии критериям (Приложение 2). 4.12. База наставляемых и база наставников составляется при условии заполнения участниками согласия на обработку персональных данных. (Приложение 3). База наставляемых и база наставляемых может меняться в зависимости от потребностей ОУ в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей/законных представителей. 4.13. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников. 4.14. Формирование наставнических групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора ОУ. 4.15. С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе. 5. Реализация целевой модели наставничества 5.1. Целевая модель внедряется в процессе реализации программы наставничества, создаваемой на период не более 1 календарного года проектной группой, назначаемой приказом директора. 5.2. Программа включает в себя перечень форм наставничества, выбранных педагогическим коллективом, исходя из образовательных потребностей ОУ. Данные формы и схемы их реализации представляются на педагогическом и родительском советах, встречах с сообществом ОУ. 5.3. Количество наставляемых, закрепленных за наставником, не может превышать 2-3 человек. 5.4. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия «наставник – наставляемый». - Первая, организационная, встреча наставника и наставляемого. - Вторая, пробная рабочая, встреча наставника и наставляемого. - Встреча – планирование рабочего процесса, составление индивидуального маршрута, наставляемого. - Регулярные встречи наставника и наставляемого. - Заключительная встреча наставника и наставляемого. 5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно приведении встречи-планирования в согласовании с куратором, согласно индивидуальному маршруту наставляемого. 5.6. Наставник может быть досрочно освобожден от исполнения возложенных на него обязанностей по осуществлению наставничества приказом директора ОУ в случаях: 1) письменного заявления наставника об освобождении от обязанностей по осуществлению наставничества; 2) невыполнения или ненадлежащего выполнения наставником возложенных на него обязанностей; 3) письменного мотивированного ходатайства обучающихся ОУ; 4) производственной необходимости по месту работы наставника либо по иным уважительным причинам личного характера. 5.7. Индивидуальный маршрут наставляемого утверждается куратором. 6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества 6.1. Под мониторингом реализации программы наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 6.2. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества (1 раз в полугодие, не позднее 30 марта (промежуточный) и 30 сентября (итоговый)). В ходе проведения мониторинга отметки не выставляются. 6.3. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных частей: оценка качества процесса реализации программы наставничества; оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 6.4. Оценка качества реализации программы наставничества в ОУ направлена на: изучение (оценку) качества программы наставничества, сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп посредством проведения куратором ЅWОТанализа; выявление соответствия условий реализации программы наставничества требованиям и принципам Целевой модели; оценка качества реализации программы наставничества также осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической деятельности в ОУ. Данные анкеты заполняются на заключительном этапе программы. 6.5. Для уточнения данных оценочных методик могут быть использованы архивные данные (школьные оценки и данные о посещаемости, рецидивы и статистику правонарушений, данные включенного наблюдения, отзывы участников образовательной и наставнической деятельности и др.). 6.6. Результаты мониторинга являются основанием для оценки работы наставника. В период завершения программы наставник оформляет отчет в свободной форме, где отмечает успехи, достигнутые в реализации программы, сложности и перспективы развития наставляемого. 6.7. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в ОУ на его сайте http://gadlya.magadanschool.ru размещается и своевременно обновляется следующая информация: перечень документов по реализации Программы наставничества ОО; анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др. 7. Обязанности и права куратора 7.1. В обязанности куратора входит: формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; координация работы по разработке ежегодной Программы наставничества ОУ; организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы; подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение руководителю ОУ; оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; мониторинг и оценка качества Программы, прохождения индивидуальных маршрутов, наставляемых; своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой модели по запросам органов управления образования; получение обратной связи от участников Программы и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов; анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в ОУ и участие в его распространении. 7.2. Куратор имеет право: запрашивать документы (индивидуальные маршруты наставляемых, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников Программы; организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.); вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы ОУ, сопровождающие наставническую деятельность; инициировать мероприятия в рамках реализации Программы в ОУ; принимать участие во встречах наставников с наставляемыми; вносить на рассмотрение руководству ОУ предложения о поощрении участников Программы; принимать участие в организации взаимодействия групп; на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и высокого качества Программы. 8. Обязанности и права наставника 8.1. Наставник обязан: Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава ОУ, определяющих права и обязанности. Разработать совместно с наставляемым индивидуальный маршрут. Проводить мероприятия с наставляемым в соответствии с индивидуальным маршрутом в различных формах (встречи, практикумы, тренинги, тренировки, мастерклассы и т.п.) и контролировать его самостоятельную работу. Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, обсуждая с ним долгосрочную перспективу. Предлагать свою помощь в достижении целей наставляемого и указывать на риски и противоречия. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, стимулировать развитие у наставляемого индивидуального видения. Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать его. Личным примером развивать положительные качества наставляемого, привлекать к участию в общественной жизни, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора Подводить итоги Программы, формировать отчет о проделанной работе с предложениями и выводами. 8.2. Наставник имеет право: Обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления программы наставничества; за организационно-методической поддержкой и психолого-педагогическим сопровождением; Принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с обучением и воспитанием наставляемых, в том числе вносить предложения руководителю ОУ об их поощрении. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. Проходить обучение. Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 9. Обязанности и права наставляемого 9.1. Наставляемый обязан: Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава ОУ, определяющих права и обязанности. Разработать совместно с наставником свой индивидуальный маршрут. Выполнять задания индивидуального маршрута. Выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением индивидуального маршрута, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки; Отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий индивидуального маршрута); Сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов индивидуального плана. Проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества; Принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с программой наставничества ОУ. 9.2. Наставляемый имеет право: Вносить на рассмотрение администрации ОУ предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур. При невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору Программы в ОУ. Пользоваться имеющимися в ОУ ресурсами, обеспечивающими выполнение индивидуального плана. В индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с выполнением индивидуального маршрута; запрашивать интересующую информацию; Рассчитывать на психологическое сопровождение. Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 10. Формы и условия поощрения наставников 10.1. Мероприятия по популяризации роли наставника: Участие в тематических фестивалях, форумах, конференциях. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Проведение конкурса профессионального мастерства в ОУ; Создание тематической рубрики на сайте ОУ с целью информационной и методической поддержки программы; Награждение грамотами ОУ «Лучший наставник»; Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся, по месту работы/учебы наставника. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат ОУ. Руководство ОУ вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности. 10.2. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в ОУ на его сайте http://gadlya.magadanschool.ru размещается и своевременно обновляется следующая информация: документы, регламентирующие наставничество; перечень социальных партнеров, участвующих в реализации Программы наставничества ОУ; анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др. 11. Документы, регламентирующие наставничество К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: Положение о наставничестве; Программа наставничества; Плана реализации целевой модели наставничества в ОУ («Дорожная карта») Приказ о назначение куратора и наставников программы наставничества ОУ; об утверждении групп. Приложение 1 Форма письменного заявления в наставники Куратору МКОУ «Начальная школа- детский сад с.Гадля» (Ф.И.О. наставника) проживающего по адресу: _ ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу принять меня в программу в качестве наставника. С порядком приема и деятельностью наставников ознакомлен(а) и согласен(а). Обязуюсь четко следовать задачам программы наставничества, соблюдать права, обязанности и принципы деятельности наставника. " " 20__ г. (подпись) контактные телефоны: дом.тел.: e-mail: моб.тел.: Заявление принято к рассмотрению " " Куратор программы 20 ФИО г. Приложение 2 Образец анкеты наставника 1. Личные данные Имя: Адрес Город: Дата заполнения: Дом.тел Дата рождения: Индекс: Раб. тел.: / Моб. тел. / 2.Трудовой стаж Пожалуйста, предоставьте информацию о занятости за прошедшие лет, начинаяс последнего места работы. Работодатель: Адрес: Имя руководителя: Должность: телефон Период трудоустройства: с по (месяц/год) Должность: 3. Внимательно прочтите перед подписанием: Мы благодарим Вас за интерес к нашей программе наставничества! Поставьте «галочку» возле каждого из нижеперечисленных пунктов: Я согласен следовать всем правилам программы наставничества и понимаю, что любое нарушение приведет к приостановке и/или прекращению наставнических отношений. Я понимаю, что программа наставничества не обязана озвучивать причину одобрения или отклонения моей кандидатуры в качестве наставника. Я согласен с тем, чтобы программа наставничества использовала любые мои фотографии, сделанные во время участия в программе наставничества. Эти изображения могут быть использованы в рекламных целях или других материалах. Я понимаю, что я должен предоставить все требуемые документы, справки и рекомендации и что неполная информация приведет к задержке рассмотрения моей кандидатуры. Своей подписью я удостоверяю правдивость всей информации, представленной в данной анкете, и согласен со всеми перечисленными выше условиями. «_ »_ 20 г. / Подпись / (расшифровка подписи) Приложение 3 Образец заявления на обработку персональных данных Директору МКОУ «Начальная школадетский сад с.Гадля» Ф.В.Ончуковой от (Ф.И.О. наставника) проживающего по адресу: ЗАЯВЛЕНИЕ на обработку персональных данных Я, даю согласие , (наименование организации) на обработку моих персональных данных, совершение действий, предусмотренных п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152 ФЗ «О персональных данных», содержащихся в настоящем заявлении, в целях обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность педагогических работников, обеспечения личной безопасности, контроля качества реализации программы наставничества и обеспечения сохранности имущества образовательной организации, а именно: - использовать все нижеперечисленные данные для оформления кадровых документов, для запросов информации обо мне, в том числе через МВД, учреждения здравоохранения и другие структуры, для проверки, предоставленной мной информации; - использовать мои персональные данные в информационной системе для осуществления контроля моей деятельности как наставника, фиксации моих достижений, поощрений и т.д.; - размещать мои фотографии, фамилию, имя и отчество на доске почета, на стендах в помещениях организации, на сайтах в сети Интернет; - создавать и размножать визитные карточки с моей фамилией, именем и отчеством и моими контактными данными, распространять эту информацию любыми другими способами (в том числе в рекламных буклетах). 1. ФИО 2. Дата рождения 3. Паспорт: серия, номер, дата и орган выдавший документ 4. Адрес регистрации по месту жительства 5. Адрес фактического проживания 6. ИНН 7. Номер страхового свидетельства пенсионного страхования Об ответственности за достоверность представленных сведений предупрежден. «_ »_ 20 г. / подпись / (расшифровка подписи)