ПОЛОЖЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСТВО с.Гадля

Положение о наставничестве
в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении
«Начальная школа- детский сад с.Гадля»
1.

Общие положения

1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МКОУ «Начальная школа- детский
сад с.Гадля» (далее - Положение) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями),
- постановлением Министерства просвещения РФ от 25.12.2019 г. № P-145
«Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным программам и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися»,
1.2. Целевая модель наставничества обучающихся МКОУ «Начальная школадетский сад с.Гадля» (далее – Целевая модель) нацелена на достижение результатов
федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы
(Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и «Успех каждого
ребенка» национального проекта «Образование».
1.3. Настоящее Положение разработано в целях обеспечения взаимодействия
МКОУ «Начальная школа-детский сад с.Гадля» (далее – ОУ), внедряющего Целевую
модель, с организациями (предприятиями) реального сектора экономики, учреждениями
культуры и науки, в том числе организациями-партнерами – участниками сетевого
взаимодействия, а также общественными объединениями, в том числе имеющими своей
целью решение задач патриотического и военно-патриотического воспитания детей и
молодежи.
1.4. Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника
и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных
отношений в деятельности наставничества в ОУ.
2. Основные понятия и термины
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программы наставничества в Школе.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их
действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставничество – технология передачи опыта, знаний, формирования
компетенций, метакомпетенций, освоения ценностей через неформальное взаимодействие,
основанное на доверии и партнерстве. Может осуществляться как в индивидуальной
(«наставник-наставляемый»), так и в групповой («наставник- группа наставляемых»)
форме.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает
новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен
термином «обучающийся».

Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт
в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый
и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции
и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор – сотрудник образовательной организации либо учреждения из числа
ее социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Благодарный выпускник – выпускник школы, который ощущает эмоциональную
связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится
опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент,
организует стажировки и т.д.).
Школьное сообщество (сообщество ОУ) – сотрудники образовательной
организации, обучающиеся, их родители, выпускники и иные субъекты, объединенные
стремлением внести вклад в развитие организации и действующие совместно ради этой
цели.
Родитель/законный представитель – юридически значимый для наставляемого
взрослый, который должен быть включен в программу (даже в качестве пассивного
участника).
3. Цели и задачи наставничества
3.1. Целью внедрения Целевой модели в ОУ является максимально полное
раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной
и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также
создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения
и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических
работников (далее – педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов ОУ.
3.2. Основными задачами реализации целевой модели наставничества являются:
- разработка и реализация мероприятий дорожной карты и внедрения целевой модели;
- разработка и реализация программы наставничества;
- реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль
за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
- проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программы
наставничества в ОУ;
- формирование баз данных лучших практик;
- улучшение показателей организации в образовательной, социокультурной, спортивной
и других сферах;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной
деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются
нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная
насыщенность;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории;
- создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов,
увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;

-

формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной
организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности.
4. Организационные основы наставничества

4.1. Наставничество в ОУ организуется на основании приказа директора.
4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор.
4.3. Куратор наставничества назначается приказом директора ОУ. В задачи куратора
входит сбор и работа с базой наставников и наставляемых, организация обучения
наставников, контроль за проведением всех этапов реализации целевой модели, решение
организационных вопросов, мониторинг реализации и получение обратной связи
от участников и партнеров программы.
4.4. Разработка программы наставничества осуществляется проектной группой,
назначаемой приказом директора.
4.5. Программа наставничества в ОУ реализуется в ходе работы куратора с базами
наставляемых и наставников. Формирование баз наставников и наставляемых
осуществляется куратором во взаимодействии с педагогическими работниками ОУ,
классными руководителями,
родителями/законными
представителями
несовершеннолетних на основании информации о потребностях, обучающихся и педагогов
как потенциальных участниках программы.
4.6. Наставляемыми могут быть обучающиеся:
- с ограниченными возможностями здоровья;
- желающие овладеть цифровыми навыками, ИКТ и иными современными
компетенциями и т.д.;
- находящиеся в процессе адаптации на новом месте учебы;
- демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
- имеющие проблемы с поведением;
- имеющие трудности в социализации;
- желающие раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал;
- попавшие в трудную жизненную ситуацию.
4.7. Наставляемыми могут быть педагоги:
- молодые специалисты;
- не принимающие участие в жизни школы, отстраненные от коллектива;
- находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
- желающие овладеть цифровыми навыками, ИКТ и иными современными
компетенциями и т.д.;
- находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы.
4.8. Наставниками могут быть:
- обучающиеся, мотивированные помочь другим в образовательных, спортивных,
творческих и адаптационных вопросах;
- педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического
опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
- родители обучающихся — активные участники родительских или управляющих
советов;
- выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
- сотрудники предприятий и организаций, заинтересованные в подготовке будущих
кадров;
- успешные предприниматели, общественные деятели, имеющие потребность передать
свой опыт;
- ветераны педагогического труда.

4.9. К наставнической деятельности в ОУ допускаются лица, соответствующие
критериям психологической, педагогической, профессиональной (для некоторых форм)
подготовки, при условии прохождения ими обучения.
К наставнической деятельности не допускаются лица,
− имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся
уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении
которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни
и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного
помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой
неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних,
здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности;
− имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо
тяжкие преступления;
− признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
− имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей;
−лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии
с вступившим в законную силу приговором суда
4.10. Эффективность работы наставника определяется наличием прогресса
у наставляемого в области эмоциональной удовлетворенности, изменения поведения,
компетенций, результатов, значимых для ОУ, по результатам мониторинга и анализа
индивидуального маршрута наставляемого.
4.11. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается
на добровольном согласии. Наставники утверждаются при наличии заявления от них
(Приложение 1), по результатам анкетирования и собеседования при их соответствии
критериям (Приложение 2).
4.12. База наставляемых и база наставников составляется при условии заполнения
участниками согласия на обработку персональных данных. (Приложение 3). База
наставляемых и база наставляемых может меняться в зависимости от потребностей ОУ в
целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и
их родителей/законных представителей.
4.13. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных
данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных
представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.14. Формирование наставнических групп осуществляется на добровольной основе
и утверждается приказом директора ОУ.
4.15. С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор о
сотрудничестве на безвозмездной основе.
5. Реализация целевой модели наставничества
5.1. Целевая модель внедряется в процессе реализации программы наставничества,
создаваемой на период не более 1 календарного года проектной группой, назначаемой
приказом директора.
5.2. Программа включает в себя перечень форм наставничества, выбранных
педагогическим коллективом, исходя из образовательных потребностей ОУ. Данные
формы и схемы их реализации представляются на педагогическом и родительском советах,
встречах с сообществом ОУ.

5.3. Количество наставляемых, закрепленных за наставником, не может превышать
2-3 человек.
5.4. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия «наставник –
наставляемый».
- Первая, организационная, встреча наставника и наставляемого.
- Вторая, пробная рабочая, встреча наставника и наставляемого.
- Встреча – планирование рабочего процесса, составление индивидуального маршрута,
наставляемого.
- Регулярные встречи наставника и наставляемого.
- Заключительная встреча наставника и наставляемого.
5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно
приведении встречи-планирования в согласовании с куратором, согласно индивидуальному
маршруту наставляемого.
5.6. Наставник может быть досрочно освобожден от исполнения возложенных
на него обязанностей по осуществлению наставничества приказом директора ОУ в случаях:
1) письменного заявления наставника об освобождении от обязанностей
по осуществлению наставничества;
2) невыполнения или ненадлежащего выполнения наставником возложенных на него
обязанностей;
3) письменного мотивированного ходатайства обучающихся ОУ;
4) производственной необходимости по месту работы наставника либо по иным
уважительным причинам личного характера.
5.7. Индивидуальный маршрут наставляемого утверждается куратором.
6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
6.1. Под мониторингом реализации программы наставничества понимается
как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе
наставничества и/или отдельных ее элементах.
6.2. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период
наставничества (1 раз в полугодие, не позднее 30 марта (промежуточный) и 30 сентября
(итоговый)). В ходе проведения мониторинга отметки не выставляются.
6.3. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных частей:

оценка качества процесса реализации программы наставничества;

оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального
роста участников, динамика образовательных результатов.
6.4. Оценка качества реализации программы наставничества в ОУ направлена на:

изучение (оценку) качества программы наставничества, сильных и слабых
сторон, качества совместной работы пар/групп посредством проведения куратором ЅWОТанализа;

выявление соответствия условий реализации программы наставничества
требованиям и принципам Целевой модели;

оценка качества реализации программы наставничества также осуществляется
на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией
наставнической деятельности в ОУ. Данные анкеты заполняются на заключительном этапе
программы.
6.5. Для уточнения данных оценочных методик могут быть использованы архивные
данные (школьные оценки и данные о посещаемости, рецидивы и статистику
правонарушений, данные включенного наблюдения, отзывы участников образовательной
и наставнической деятельности и др.).

6.6. Результаты мониторинга являются основанием для оценки работы наставника.
В период завершения программы наставник оформляет отчет в свободной форме,
где отмечает успехи, достигнутые в реализации программы, сложности и перспективы
развития наставляемого.
6.7. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в ОУ на его сайте
http://gadlya.magadanschool.ru размещается и своевременно обновляется следующая
информация:
 перечень документов по реализации Программы наставничества ОО;
 анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др.
7. Обязанности и права куратора
7.1. В обязанности куратора входит:

формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;

координация работы по разработке ежегодной Программы наставничества ОУ;

организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы;

подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую
деятельность и представление их на утверждение руководителю ОУ;

оказание своевременной информационной, методической и консультационной
поддержки участникам наставнической деятельности;

мониторинг и оценка качества Программы, прохождения индивидуальных
маршрутов, наставляемых;

своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой
модели по запросам органов управления образования;

получение обратной связи от участников Программы и иных причастных
к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов;

анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической
деятельности в ОУ и участие в его распространении.
7.2. Куратор имеет право:

запрашивать документы (индивидуальные маршруты наставляемых, заявления,
представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки)
от участников Программы;

организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники
(родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты
и др.);

вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы ОУ,
сопровождающие наставническую деятельность;

инициировать мероприятия в рамках реализации Программы в ОУ;

принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;

вносить на рассмотрение руководству ОУ предложения о поощрении
участников Программы;

принимать участие в организации взаимодействия групп;

на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества
и высокого качества Программы.
8. Обязанности и права наставника
8.1. Наставник обязан:


Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава ОУ, определяющих права и обязанности.

Разработать совместно с наставляемым индивидуальный маршрут.

Проводить мероприятия с наставляемым в соответствии с индивидуальным
маршрутом в различных формах (встречи, практикумы, тренинги, тренировки, мастерклассы и т.п.) и контролировать его самостоятельную работу.

Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить
векторы развития.

Формировать
наставнические
отношения
в
условиях
доверия,
взаимообогащения и открытого диалога.

Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, обсуждая
с ним долгосрочную перспективу.

Предлагать свою помощь в достижении целей наставляемого и указывать
на риски и противоречия.

Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, стимулировать
развитие у наставляемого индивидуального видения.

Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку,
мотивировать его.

Личным примером развивать положительные качества наставляемого,
привлекать к участию в общественной жизни, содействовать развитию общекультурного
и профессионального кругозора

Подводить итоги Программы, формировать отчет о проделанной работе
с предложениями и выводами.
8.2. Наставник имеет право:

Обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений
в документацию и инструменты осуществления программы наставничества;
за
организационно-методической
поддержкой
и
психолого-педагогическим
сопровождением;

Принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с обучением
и воспитанием наставляемых, в том числе вносить предложения руководителю ОУ
об их поощрении.

Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку
его работы, давать по ним объяснения.

Проходить обучение.

Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.
9. Обязанности и права наставляемого
9.1. Наставляемый обязан:

Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава ОУ, определяющих права и обязанности.

Разработать совместно с наставником свой индивидуальный маршрут.

Выполнять задания индивидуального маршрута.

Выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением
индивидуального маршрута, учиться у него практическому решению поставленных задач,
формировать поведенческие навыки;

Отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся
его мероприятий индивидуального маршрута);


Сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением
определенных пунктов индивидуального плана.

Проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное
отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;

Принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество, в соответствии с программой наставничества ОУ.
9.2. Наставляемый имеет право:

Вносить
на
рассмотрение
администрации
ОУ
предложения
по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.

Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.

При невозможности установления личного контакта с наставником выходить
с соответствующим ходатайством о его замене к куратору Программы в ОУ.

Пользоваться имеющимися в ОУ ресурсами, обеспечивающими выполнение
индивидуального плана.

В индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью
по вопросам, связанным с выполнением индивидуального маршрута; запрашивать
интересующую информацию;

Рассчитывать на психологическое сопровождение.

Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.

Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
10. Формы и условия поощрения наставников
10.1. Мероприятия по популяризации роли наставника:
 Участие в тематических фестивалях, форумах, конференциях.
 Выдвижение лучших
наставников
на
конкурсы
и
мероприятия
на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
 Проведение конкурса профессионального мастерства в ОУ;
 Создание тематической рубрики на сайте ОУ с целью информационной
и методической поддержки программы;
 Награждение грамотами ОУ «Лучший наставник»;
 Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся,
по месту работы/учебы наставника.
 Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении
аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат ОУ.
 Руководство ОУ вправе применять иные методы нематериальной и материальной
мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения
его эффективности.
10.2. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в ОУ на его сайте
http://gadlya.magadanschool.ru размещается и своевременно обновляется следующая
информация:
 документы, регламентирующие наставничество;
 перечень социальных партнеров, участвующих в реализации Программы
наставничества ОУ;
 анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др.

11. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

Положение о наставничестве;

Программа наставничества;

Плана реализации целевой модели наставничества в ОУ («Дорожная карта»)

Приказ о назначение куратора и наставников программы наставничества ОУ;
об утверждении групп.

Приложение 1
Форма письменного заявления в наставники
Куратору
МКОУ «Начальная школа- детский сад с.Гадля»
(Ф.И.О. наставника)

проживающего по адресу:

_

ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу принять меня в программу в качестве наставника. С порядком приема и
деятельностью наставников ознакомлен(а) и согласен(а).
Обязуюсь четко следовать задачам программы наставничества, соблюдать права,
обязанности и принципы деятельности наставника.

"

"

20__ г.
(подпись)

контактные телефоны: дом.тел.:
e-mail:

моб.тел.:

Заявление принято к рассмотрению "

"

Куратор программы

20
ФИО

г.

Приложение 2
Образец анкеты наставника
1. Личные данные
Имя:
Адрес
Город:
Дата заполнения:
Дом.тел
Дата рождения:

Индекс:
Раб. тел.:
/

Моб. тел.

/

2.Трудовой стаж
Пожалуйста, предоставьте информацию о занятости за прошедшие
лет, начинаяс
последнего места работы.
Работодатель:
Адрес:
Имя руководителя:
Должность:
телефон
Период трудоустройства: с
по
(месяц/год)
Должность:
3. Внимательно прочтите перед подписанием:
Мы благодарим Вас за интерес к нашей программе наставничества!
Поставьте «галочку» возле каждого из нижеперечисленных пунктов:
Я согласен следовать всем правилам программы наставничества и понимаю, что любое
нарушение приведет к приостановке и/или прекращению наставнических отношений.
Я понимаю, что программа наставничества не обязана озвучивать причину одобрения
или отклонения моей кандидатуры в качестве наставника.
Я согласен с тем, чтобы программа наставничества использовала любые мои фотографии,
сделанные во время участия в программе наставничества. Эти изображения могут быть
использованы в рекламных целях или других материалах.
Я понимаю, что я должен предоставить все требуемые документы, справки и
рекомендации и что неполная информация приведет к задержке рассмотрения моей
кандидатуры.
Своей подписью я удостоверяю правдивость всей информации, представленной в
данной анкете, и согласен со всеми перечисленными выше условиями.
«_

»_

20

г.

/
Подпись

/
(расшифровка подписи)

Приложение 3
Образец заявления на обработку персональных данных
Директору МКОУ «Начальная школадетский сад с.Гадля» Ф.В.Ончуковой
от
(Ф.И.О. наставника)

проживающего по адресу:

ЗАЯВЛЕНИЕ
на обработку персональных данных
Я,
даю согласие

,
(наименование организации)

на обработку моих персональных данных, совершение действий, предусмотренных п.3 ч.1
ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152 ФЗ «О персональных данных»,
содержащихся в настоящем заявлении, в целях обеспечения соблюдения трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность
педагогических работников, обеспечения личной безопасности, контроля качества
реализации программы наставничества и обеспечения сохранности имущества
образовательной организации, а именно:
- использовать все нижеперечисленные данные для оформления кадровых
документов, для запросов информации обо мне, в том числе через МВД, учреждения
здравоохранения и другие структуры, для проверки, предоставленной мной информации;
- использовать мои персональные данные в информационной системе для
осуществления контроля моей деятельности как наставника, фиксации моих достижений,
поощрений и т.д.;
- размещать мои фотографии, фамилию, имя и отчество на доске почета, на стендах
в помещениях организации, на сайтах в сети Интернет;
- создавать и размножать визитные карточки с моей фамилией, именем и отчеством
и моими контактными данными, распространять эту информацию любыми другими
способами (в том числе в рекламных буклетах).
1. ФИО
2. Дата рождения
3. Паспорт: серия, номер, дата и орган выдавший документ
4. Адрес регистрации по месту жительства
5. Адрес фактического проживания
6. ИНН
7. Номер страхового свидетельства пенсионного страхования
Об ответственности за достоверность представленных сведений предупрежден.
«_

»_

20

г.

/
подпись

/
(расшифровка подписи)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».