развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; приобретение навыков рефлексивной и оценочной деятельности, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный"); формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию; укрепление взаимодействия с семьей ученика, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой. 2.3. Портфолио реализует такие функции образовательного процесса: Диагностическую: фиксируются Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом. Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов, позволяет более объективно дать характеристику ученика по итогам обучения в начальной школе. Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ. Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу. Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений. III. Порядок формирования портфолио 3.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. 3.2. Период составления портфолио – 2-4 классы начальной школы. Для достижения поставленных целей учащиеся 1 класса используют «Дневник моего роста» (накопительная папка). 3.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя. Классный руководитель проводит информационную работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями. 3.4. Руководитель школьного методического объединения координирует деятельность учителей по данному направлению работы. IV. Структура, содержание и оформление портфолио 4.1. Портфолио представляет собой папку печатных материалов формата А4 (желательно с файлами), включающую документы и материалы, сгруппированные по разделам, указанным в пункте 4.2. Рукописные материалы должны быть написаны разборчивым почерком. 4.2. Портфолио ученика начальной школы имеет следующую структуру: титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика), который оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с учеником; основную часть, которая включает в себя: 1) Раздел «Мой мир»- помещается информация, которая важна и интересна для ребенка. Возможные заголовки листов: «Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. «Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. «Моё село» - рассказ о родном селе (деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог). «Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. «Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, кружках и объединениях системы дополнительного образования, Дома культуры. «Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах. «Мои любимые школьные предметы"» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится..., потому что…» «Школьные предметы» - небольшие заметки о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя. 2) Раздел «Моя учеба»- достижения ученика в различных предметных областях. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, сочинениями, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста чтения, творческими работами. 3) Раздел «Моя общественная работа» - все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности относятся к общественной работе (поручениям). Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. 4) Раздел «Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сочинения, стихи, аудио-, видеокассеты с записью выступления. Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также рекомендуется дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. 5) Раздел «Мои достижения». В разделе размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. В начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. 6) Раздел «Отзывы и пожелания» - лист отзывов (бланк), где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания. В разделе размещается положительная оценка педагогом стараний ученика. 7) Раздел «Содержание». 4.3. Примерная форма фиксации работ ученика в портфолио: Проектные работы – указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте. Исследовательские работы и сообщения – указываются изученные материалы, название работы, количество страниц и т.п. Техническое творчество – модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание. Работы по искусству – дается перечень работ, фиксируется участие в выставках. Другие формы творческой активности: участие в классных и общешкольных КТД, концертах, ярмарках и других мероприятиях. Указывается название мероприятия, время его проведения, форма участия, результаты, прилагаются фотоматериалы. Занятия в учреждениях дополнительного образования. Указывается название учреждения, продолжительность занятий и их результаты. Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат. Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда. 4.4. В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются. V. Критерии оценки достижений обучающихся 5.1. Портфолио ученика проверяется и оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям: Раздел Индикатор Раздел «Мой мир», - красочность оформления, «Отзывы и правильность заполнения данных, пожелания» эстетичность, наличие положительных - 3 балла – индикатор полностью соответствует требованиям; оценок учителя стараний ученика, наличие фото - 2 балла – незначительные замечания - 3 балла – от 5 и больше работ по каждому предмету; Раздел «Моя учеба» - наличие проектов, творческих работ - 2 балла – 3-4 работы по каждому предмету; - 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету - 3 балла – наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (от 5 и больше); Раздел «Моя общественная работа» - наличие поручений, фото, сообщений и т.п. - 2 балла – наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (3-4); - 1 балл – недостающая информация, отсутствие фото, сообщений - 3 балла – наличие от 5 и более работ; Раздел «Мое творчество» - наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ - 2 балла – количество работ составляет 3-4; - 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика - 4 балла – всероссийский уровень; Раздел «Мои достижения» - наличие грамот, дипломов, сертификатов - 3 балла – областной уровень; - 3 балла – муниципальный уровень; - 1 балл – школьный уровень 5.2. Итоговая оценка портфолио может определяться как простая сумма баллов (не более 16б.) В 4 классе в конце учебного года рекомендуется проведение презентации портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях: « Самый оригинальный портфолио»; « За лучшее оформление работ»; « Идея!»; « За многогранность таланта»; « За трудолюбие»; « За творческий подход» 5.3. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о: сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования. сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач. индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции. 5.4. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов допустимо только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. 5.5. Положение действительно до внесения следующих изменений. Принято на заседании педагогического совета Протокол от г. №