* Гриф согласования (с указанием № и даты протокола Педагогического совета) и утверждения рабочей программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения); * Год составления программы. 3.2.Пояснительная записка должна раскрывать: * цели и задачи учебного предмета, курса; * Общую характеристику учебного предмета, курса; * Специфику учебного курса; * Описание места учебного предмета в учебном плане; * Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; * Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета, курса; *Количество учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа, в том числе количество часов для проведения контрольных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований, тестов; * Использование учебно-методического комплекта, дидактических пособий, дополнительной литературы; * Форма промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; * Внесенные изменения в примерную или авторскую учебную программу и их обоснование. 3.3. В тематическом планировании должны быть отражены объем изучаемого материала по триместрам, темы разделов с указанием количества часов, темы уроков, перечень контрольных, практических, исследовательских, проектных работ и экскурсий с указанием дат проведения, а также формирование универсальных учебных действий и использование оборудования на основе информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов. План может быть представлен в виде таблицы. 3.4.Текст рабочей программы должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Применяемые термины, обозначения и определения должн ы соответствовать ФГОС НОО, а при их отсутствии – должны быть общепринятыми в научной литературе. 3.6.Следует избегать длинных, запутанных предложений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста. Не допускается применять обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы, применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных аналогов в русском языке. IV. Общие требования к оформлению рабочей программы 4.1. Оформление рабочей программы. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman или Calibri кегль 12, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 12,5 мм, поля: верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – 30 мм, цвет – черный. Таблицы (кегль 10-12) вставляются непосредственно в текст 4.2.Страницы текста программы должны соответствовать формату А4. Страницы текста программы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу, включая и приложения. Точка в конце номера страницы не ставится. Номер страницы водит в текстовое поле и располагается на расстоянии 5 мм от верхней строки. При формировании страницы от абзаца не должно отрываться (переноситься на другую страницу или оставаться на ней) менее двух строк. 4.3.Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы «1» не проставляется. На второй (оборотной) странице титульного листа номер страницы также не проставляется. V. Порядок разработки и утверждения Рабочей программы 5.1.Рабочая программа разрабатывается каждым учителем самостоятельно на один учебный год на основе примерной или авторской программы по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) в соответствии с основной образовательной программой начального и основного общего образования. 5.2.Количество учебных часов по предмету в Рабочей программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год. В случае несоответствия количества часов необходимо обосновать изменения в пояснительной записке. При внесении изменений в тематику, логику изменения включения в учебный процесс, количество, продолжительность, контрольных работ и т.д. необходимо представить обоснования изменений в пояснительной записке. 5.3. Рабочая программа рассматривается в соответствии с Положением о рабочей программе органом самоуправления общеобразовательного учреждения, которому в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения делегированы данные полномочия (методическими объединениями учителей, предметными кафедрами, методическим советом, научно-методическим советом и др.) на предмет ее соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей «рекомендовать рабочую программу к утверждению» отражается в протоколе заседания. 5.4. Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебновоспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а также проверяется наличие в федеральном перечне на данный учебный год учебника, предполагаемого для использования. 5.5. Рабочая программа утверждается ежегодно до 1 сентября приказом директора образовательного учреждения. 5.6. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией образовательного учреждения. 5.7. Утвержденные рабочие программы предметов учебного плана являются составной частью основной образовательной программы школы, входят в обязательную нормативную локальную документацию образовательного учреждения и представляются органам управления образованием регионального и муниципального уровней, органам контроля и надзора в сфере образования, педагогическому коллективу, родительской общественности. VI. Компетенция и ответственность учителя 6.1.К компетенции учителя относятся: * разработка Рабочих программ; * организация своей профессиональной деятельности и деятельности учащихся в соответствии с календарно-тематическим планированием, являющимся приложением к рабочей программе; * осуществление текущего и итогового контроля в соответствии с планируемыми результатами освоения ООП НОО. * отчетность о выполнении учащимися практической части Рабочих программ; * ведение документов строгой отчетности в соответствии с содержанием Рабочих программ. 6.2.Учитель несет ответственность за: * невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; * несоответствие результатов обучения учащихся планируемым личностным, метапредметным и предметным результатам; * реализацию обучающимися практической части Рабочих программ не в полном объеме.