Литературное чтение 3 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует
Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное
чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по литературному чтению.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных,
коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать
средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей
обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на
уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня
начального общего образования, который обеспечивает, наряду с
достижением предметных результатов, становление базового умения,
необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения,
читательской
грамотности
и
закладывает
основы
интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного
развития обучающихся.

Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир
художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового
чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой,
знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и
литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении
систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление
грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего
роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально
откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения
учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных
действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом
обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется
решением следующих задач:
 формирование у обучающихся положительной мотивации к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы
и произведений устного народного творчества;
 достижение необходимого для продолжения образования уровня
общего речевого развития;
 осознание значимости художественной литературы и произведений
устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека;
 первоначальное представление о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного
творчества;
 овладение элементарными умениями анализа и интерпретации
текста, осознанного использования при анализе текста изученных
литературных понятий в соответствии с представленными
предметными результатами по классам;
 овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и
текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и
использование информации

для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант
распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой
планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению
раскрывает
следующие
направления
литературного
образования
обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая
деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным
возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях
нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России,
отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской
литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному
чтению является представленность разных жанров, видов и стилей
произведений,
обеспечивающих
формирование
функциональной
литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения
метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать
различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана
начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету
«Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 1 классе отводится 125 часа (из них не менее
80 часов составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение
грамоте»), во 2-4 классах по 129 часов (4 часа в неделю в каждом классе).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история – важные темы
произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору).
Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей
страны и родного края – главные идеи, нравственные ценности, выраженные
в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических
произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственноэтических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за
красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка
произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о
Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух:
интонация, темп, ритм, логические ударения.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М.
Пришвин «Моя Родина», С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская «Наша
древняя столица» (отрывки) и другое (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры
фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки,
по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России
(значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные
В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов,
пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в
фольклорных произведениях народов России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и
нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные).
Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык
(лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как
отражение сюжета волшебной сказки (картины В. М. Васнецова, И. Я.
Билибина и др.). Отражение в сказках народного быта и культуры.
Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы
песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной
земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии.
Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения,
выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался,
какими качествами обладал). Характеристика былин как героического
песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова,
их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции
картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.

Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная
сказка «Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и другие (по
выбору).
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин – великий русский поэт.
Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А.
С. Пушкина в стихах («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и
другие по выбору). Нравственный смысл произведения, структура сказочного
текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета.
Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные
герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин –
иллюстратор сказок А. С. Пушкина.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного
паркета…» и другие (по выбору).
Творчество И. А. Крылова. Басня – произведение-поучение, которое
помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А.
Крылов – великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух):
назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен.
Использование крылатых выражений в речи.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и
виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору).
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ–ХХ веков.
Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины
природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по
выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А.
Блока, И. А. Бунина, С. А. Есенина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др.
Чувства,
вызываемые
лирическими
произведениями.
Средства
выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы,
сравнения. Звукопись, её выразительное значение Олицетворение как одно из
средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна
как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств
создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в
изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях
музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев «Есть в осени
первоначальной…», А.А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из

окошка…», А.Н. Майков «Осень», С.А. Есенин «Берёза», Н.А. Некрасов
«Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А. Бунин «Первый снег»
и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н.
Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ
как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные
части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация,
развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа:
основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика
и автора произведения. Художественные особенности текста-описания,
текста-рассуждения.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок»,
«Акула» и другие.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее
двух). Круг чтения: произведения В. М. Гаршина, М. Горького, И. С.
Соколова-Микитова и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои).
Составление аннотации.
Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»,
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и
другие (по выбору).
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его
отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг
чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М.
Пришвина, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность
событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).
Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г.
Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Приёмыш» и другое (по выбору).
Произведения о детях. Дети – герои произведений: раскрытие тем
«Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и
рассказчика. Герой художественного произведения: время и место
проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая
обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети
на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события
сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств,
проявляющихся в военное время.
Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и
его команда» (отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору).

Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой
юмористического произведения. Средства выразительности текста
юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических
рассказов (не менее двух произведений): Н. Н. Носов, В.Ю. Драгунский, М. М.
Зощенко и др.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2
произведения), Н.Н. Носов «Весёлая семейка» (1-2 рассказа из цикла) и другие
(по выбору).
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов
по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга.
Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных
зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я.
Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок», Ш. Перро
«Подарок феи» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора,
осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом
учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация,
предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид
искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с
рукописными книгами.
Изучение литературного чтения в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
 читать доступные по восприятию и небольшие по объёму
прозаические и стихотворные произведения (без отметочного
оценивания);
 различать сказочные и реалистические, лирические и эпические,
народные и авторские произведения;
 анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру,
определять тему и главную мысль, делить текст на части,
озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять
композицию произведения, характеризовать героя;

конструировать план текста, дополнять и восстанавливать
нарушенную последовательность;
 сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным
жанрам; произведения одного жанра, но разной тематики;
 исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров
(портрет, пейзаж, интерьер).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
 сравнивать информацию словесную (текст), графическую или
изобразительную
(иллюстрация),
звуковую
(музыкальное
произведение);
 подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения
литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению,
средствам выразительности;
 выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей;
составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к
событиям, героям произведения;
 формулировать вопросы по основным событиям текста;
 пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица);
 выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая
соответствующее настроение;
 сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию
умений:
 принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в
зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать
реализацию поставленной задачи чтения;
 оценивать качество своего восприятия текста на слух;
 выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и
результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера,
подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
 в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям,
инсценировать
(драматизировать)
несложные
произведения




фольклора и художественной литературы; выбирать роль,
договариваться о манере её исполнения в соответствии с общим
замыслом;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при
выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело.

4 КЛАСС
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ
родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и
поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения
С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.
). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных
народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов
России). Страницы истории России, великие люди и события: образы
Александра Невского, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников
Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к
Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в
произведениях литературы (на примере рассказов Л. А. Кассиля, С. П.
Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни,
знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3
произведения по выбору).
Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков
«Родине», А.Т. Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т.
Романовский «Ледовое побоище», С.П. Алексеев (1-2 рассказа военноисторической тематики) и другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная
духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов
фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное
значение фольклора для появления художественной литературы. Малые
жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели
фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые,
волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей,
быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных
народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие»
сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой
былины – защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца,
Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем
занимался, какими качествами обладал). Средства художественной

выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола.
Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике.
Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.
Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора,
народные сказки (2-3 сказки по выбору), сказки народов России (2-3 сказки по
выбору), былины из цикла об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне
Никитиче (1-2 по выбору).
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических
произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в
стихотворном
произведении
(сравнение,
эпитет,
олицетворение).
Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» и другие.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом
жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И.
Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и
прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои
(положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен:
назначение, темы и герои, особенности языка.
Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей»,
«Квартет», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» и
другие.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения
М. Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора
как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения.
Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю.
Лермонтова.
Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва,
Москва! …Люблю тебя как сын…» и другие.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (дветри по выбору). Герои литературных сказок (произведения П. П. Ершова, П.
П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с
фольклорной: народная речь – особенность авторской сказки. Иллюстрации в
сказке: назначение, особенности.
Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П.
Ершов «Конёк-Горбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и другие.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ– ХХ веков.
Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств
поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения:
лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по
выбору): В. А. Жуковский, И.С. Никитин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А.
А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт и др. Темы
стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские
приёмы создания художественного образа в лирике. Средства
выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы,
сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация
к лирическому произведению.
Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В
синем небе плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко»,
А.А. Фет «Весенний дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух
чист», И.А. Бунин «Листопад» (отрывки) и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений):
рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль.
Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных
жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из
автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности
художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры
текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы),
«Русак», «Черепаха» и другие (по выбору).
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения
человека и животных, защита и охрана природы – тема произведений
литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений В.
П. Астафьева, М. М. Пришвина, С.А. Есенина, А. И. Куприна, К. Г.
Паустовского, Ю. И. Коваля и др.
Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин
«Выскочка», С.А. Есенин «Лебёдушка» и другие (по выбору).
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх
и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере
произведений не менее трёх авторов): А. П. Чехова, Н. Г. ГаринаМихайловского, М.М. Зощенко, К.Г.Паустовский, Б. С. Житкова, В. В.
Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский
способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к
ним героев.

Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. ГаринМихайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лёньке
и Миньке» (1-2 рассказа из цикла), К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми
шишками» и другие.
Пьеса. Знакомство с новым жанром – пьесой-сказкой. Пьеса –
произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса
как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и
эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух
произведений по выбору): юмористические произведения на примере
рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, М. М. Зощенко, В. В. Голявкина.
Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста
юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в
кино и театре.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2
произведения по выбору), Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
(отдельные главы) и другие.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений
зарубежных писателей. Литературные сказки Х.-К. Андерсена, Ш. Перро,
братьев Гримм и др. (по выбору). Приключенческая литература: произведения
Дж. Свифта, Марка Твена.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка»,
Дж. Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы), Марк Твен «Том
Сойер» (отдельные главы) и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой). Польза чтения и книги: книга – друг и учитель. Правила
читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог).
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как
повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книгапроизведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать,
справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
Изучение литературного чтения в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
 читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму
прозаические и стихотворные произведения (без отметочного
оценивания);
 читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения
понимания и запоминания текста;
 анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать
принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить
в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между
событиями, эпизодами текста;
 характеризовать героя и давать оценку его поступкам;
 сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям,
самостоятельно выбирать критерий сопоставления героев, их
поступков (по контрасту или аналогии);
 составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста,
дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
 исследовать
текст:
находить
средства
художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора),
описания в произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер),
выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий способствуют формированию умений:
 использовать
справочную
информацию
для
получения
дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;
 характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление,
аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и другое);
 выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей;
составлять аннотацию.
 Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и
задавать вопросы к учебным и художественным текстам;
 пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;
 рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и
его произведениях;
 оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним;

использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных
произведений;
 сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного
характера по наблюдениям, на заданную тему.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию
умений:
 понимать значение чтения для самообразования и саморазвития;
самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время
досуга;
 определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;
 оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения
передачи настроения, особенностей произведения и героев;
 осуществлять контроль процесса и результата деятельности,
устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять
способность предвидеть их в предстоящей работе.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и
драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки);
 соблюдать правила взаимодействия;
 ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода
«Обучение грамоте» из Федеральной предметной программы «Русский
язык», которое реализуется средствами предмета «Литературное чтение»,
остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета
«Русский язык».


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства
учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего
школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты
освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых
норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и
духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на
практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению
родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего
в культуре общества;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому,
настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и
других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы
и творчества народов России;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:

освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление
сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим
людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
 осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в
ситуации нравственного выбора;
 выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации
литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
 проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность
выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
 приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений
фольклора и художественной литературы;
 понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный
образ.
Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
 бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в
литературных произведениях;
 неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова
как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;





овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие
познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании
произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
 сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора,
устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
 объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и
видам;
 находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную
последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма;
 устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении
плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных
учителем вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных
критериев);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта
изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения
(опыта, классификации, сравнения, исследования);
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
 выбирать источник получения информации;
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного
учителем способа её проверки;
 соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в сети Интернет;
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей;
 самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные
действия:
общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в
знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;


создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 готовить небольшие публичные выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные
действия:
самоорганизация:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах)
в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное
чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков
обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
3 КЛАСС
 отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы,
находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта,
культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных
произведений;
 читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее,
ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
 читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие
по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного
оценивания);
 читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
 различать художественные произведения и познавательные тексты;
 различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма,
строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
 понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать
и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
 различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные
песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные
сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
 владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль,
определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);

















характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные
характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать
героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по
контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам,
описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте
примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности
(сравнение, эпитет, олицетворение);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема,
идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет,
олицетворение);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое
высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать
простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные
понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица
рассказчика, от третьего лица;
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с
учётом специфики учебного и художественного текстов;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему
по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;

использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации,
предисловие, приложения, сноски, примечания);
 выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки,
рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные
ресурсы, включённые в федеральный перечень.


3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

1

О Родине и её истории

6

2

Фольклор (устное народное творчество)

16

3

Творчество И.А.Крылова

4

4

Творчество А.С.Пушкина

9

5

Картины природы в произведениях
поэтов и писателей ХIХ века

8

6

Творчество Л.Н.Толстого

10

7

Литературная сказка

9

8

Картины природы в произведениях
поэтов и писателей XX века

10

1

9

Произведения о взаимоотношениях
человека и животных

16

1

10

Произведения о детях

18

1

11

Юмористические произведения

6

https://m.edsoo.ru/7f411a40

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

12

Зарубежная литература

10

13

Библиографическая культура (работа с
детской книгой и справочной
литературой)

4

Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

3

1

129

8

0

3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Раскрытие главной идеи произведения
К.Д. Ушинского «Наше отечество»:
чувство любви к Родине,
сопричастность к прошлому и
настоящему своей страны

1

2

Патриотическое звучание
стихотворения С.А. Васильева
«Россия»: интонация, темп, ритм,
логические ударения

1

3

Осознание нравственных ценностей в
произведениях о Родине: любовь к
родной стороне, гордость за красоту и
величие своей Отчизны

1

4

Создание образа Родины в
произведениях писателей.
Произведения по выбору, например,
Т.В. Бокова «Родина»

1

5

Отражение темы Родина в
произведении М.М. Пришвин «Моя
Родина»: роль и особенности
заголовка

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
04.09.2023

https://m.edsoo.ru/8bc478de

Библиотека ЦОК
06.09.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47a6e

Библиотека ЦОК
07.09.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47b72

Библиотека ЦОК
08.09.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47c76

Библиотека ЦОК
11.09.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47d84

6

Репродукции картин как иллюстрации
к произведениям о Родине

7

Устное народное творчество.
Характеристика малых жанров
фольклора: потешки, небылицы,
скороговорки, считалки

8

Загадка как жанр фольклора,
знакомство с видами загадок

1

9

Пословицы народов России:
тематические группы

1

10

Развитие речи: использование
образных слов, пословиц и поговорок,
крылатых выражений. Книги и
словари, созданные В.И. Далем

11

Художественные особенности сказок
разного вида (о животных, бытовые,
волшебные)

12

Отражение нравственных ценностей и
правил в фольклорной сказке.
Произведения по выбору, например,
русская народная сказка «Самое
дорогое»

1

13

Осознание понятия трудолюбие на
примере народных сказок.
Произведения по выбору, например,
русская народная сказка «Про
Ленивую и Радивую»

1

1

Библиотека ЦОК
13.09.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

Библиотека ЦОК
1

14.09.2023

https://m.edsoo.ru/8bc483ec
https://m.edsoo.ru/8bc4a25a

Библиотека ЦОК
15.09.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4861c
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8

Библиотека ЦОК
18.09.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc

Библиотека ЦОК
1

20.09.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4a610
https://m.edsoo.ru/8bc4850e

Библиотека ЦОК
1

21.09.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
https://m.edsoo.ru/8bc4861c

Библиотека ЦОК
22.09.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe
https://m.edsoo.ru/8bc4875c

Библиотека ЦОК
25.09.2023

https://m.edsoo.ru/8bc48892

14

Представление в сказке народного
быта и культуры. Произведения по
выбору, например, русская народная
сказка «Дочь-семилетка»

1

15

Характеристика героя, волшебные
помощники. На примере русской
народной сказки «Иван-царевич и
серый волк»

1

16

Особенности построения
(композиция) волшебной сказки:
составление плана. На примере
русской народной сказки «Иванцаревич и серый волк»

1

17

Иллюстрация как отражение сюжета
волшебной сказки: В.М. Васнецов
«Иван Царевич на Сером волке»

1

18

Описание картин природы как способ
рассказать в песне о родной земле.
Темы народных песен

19

Былина как народный песенный сказ о
героическом событии. Фольклорные
особенности: выразительность,
напевность исполнения

20

Характеристика главного героя (где
жил, чем занимался, какими
качествами обладал). На примере
образа Ильи Муромца

Библиотека ЦОК
27.09.2023

https://m.edsoo.ru/8bc489a0

Библиотека ЦОК
28.09.2023

https://m.edsoo.ru/8bc48ab8

Библиотека ЦОК
29.09.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4aa16
https://m.edsoo.ru/8bc49cc4

Библиотека ЦОК
02.10.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4ae44

Библиотека ЦОК
1

04.10.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4b542
https://m.edsoo.ru/8bc4b10a

Библиотека ЦОК
1

05.10.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4bb46
https://m.edsoo.ru/8bc4b27c

Библиотека ЦОК
1

06.10.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4bfb0
https://m.edsoo.ru/8bc4b27c

21

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Фольклор (устное
народное творчество)

22

Работа с детскими книгами на тему:
«Фольклор»: использование аппарата
издания

23

Резервный урок. Работа со словарём:
язык былины, устаревшие слова, их
место и представление в современной
лексике

24

Резервный урок.Репродукции картин
В.М. Васнецова как иллюстрации к
эпизодам фольклорного произведения

1

25

В мире книг. Книга как особый вид
искусства

1

26

Общее представление о первых книгах
на Руси, знакомство с рукописными
книгами

1

27

Первая печатная книга на Руси.
Н.П.Кончаловская «Мастер Фёдоров
Иван и его печатный стан» (отрывок
из «Наша древняя столица»)

1

28

Осознание важности чтения
художественной литературы и
фольклора. Правила юного читателя

1

29

Осознание особенностей басни, как
произведения-поучения, которое

1

1

1

09.10.2023
Библиотека ЦОК

1

11.10.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4bc7c
https://m.edsoo.ru/8bc4be98

Библиотека ЦОК
1

12.10.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4b7ae
https://m.edsoo.ru/8bc4bd94

Библиотека ЦОК
13.10.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4c0b4
https://m.edsoo.ru/8bc4af70

Библиотека ЦОК
16.10.2023

https://m.edsoo.ru/f29f5142

18.10.2023

19.10.2023
Библиотека ЦОК
20.10.2023

https://m.edsoo.ru/f29f4fda

Библиотека ЦОК
23.10.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4cd98

помогает увидеть свои и чужие
недостатки
30

И.А. Крылов - великий русский
баснописец. Иносказание в его баснях

1

31

Знакомство с произведениями И.А.
Крылова. Явная и скрытая мораль
басен

1

32

Работа с басней И.А. Крылова
«Ворона и Лисица»: тема, мораль,
герои, особенности языка

1

33

А.С. Пушкин - великий русский поэт

1

34

Восприятие пейзажной лирики А.С.
Пушкина: средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет),
рифма, ритм

1

35

Знакомство с литературной сказкой
А.С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане…»: приём повтора как основа
изменения сюжета

1

36

Характеристика положительных и
отрицательных героев, примеры
превращений и чудес в сказке А.С.
Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

1

37

Наблюдение за художественными
особенностями текста сказки А.С.
Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

1

Библиотека ЦОК
25.10.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4d194

Библиотека ЦОК
26.10.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4d298

Библиотека ЦОК
27.10.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4d072

Библиотека ЦОК
09.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4c1d6

Библиотека ЦОК
10.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4c2e4

Библиотека ЦОК
13.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4c5c8

Библиотека ЦОК
15.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4c6f4

Библиотека ЦОК
16.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4c80c

38

Фольклорная основа литературной
сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане…»

1

39

Составление устного рассказа «Моё
любимое произведение А.С.
Пушкина»

1

40

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Творчество А.С.
Пушкина»

1

41

Работа с детскими книгами. И.Я.
Билибин – иллюстратор сказок А.С.
Пушкина

1

42

Описание картин осенней природы в
стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в
осени первоначальной…» и другие по
выбору

1

43

Сравнение стихотворений об осени.
На примере произведений Ф.И.
Тютчева «Есть в осени
первоначальной…» и А.Н. Майкова
«Осень»

1

44

Восприятие картин зимнего пейзажа в
стихотворениях А.А. Фета «Кот поёт,
глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из
окошка…» и другие по выбору

1

45

Средства художественной
выразительности (эпитет, сравнение) в
лирических произведениях поэтов

1

Библиотека ЦОК
17.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4c938

Библиотека ЦОК
20.11.2023

1

https://m.edsoo.ru/8bc4cb68

Библиотека ЦОК
22.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4ca64

Библиотека ЦОК
23.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4cc80

Библиотека ЦОК
24.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4d43c

27.11.2023

Библиотека ЦОК
29.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4e24c

Библиотека ЦОК
30.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4d676

46

Особенности авторской сказки Л.Н.
Толстого «Ореховая ветка»: основные
события, главные герои, волшебные
помощники

1

47

Работа с баснями Л.Н. Толстого:
выделение жанровых особенностей.
На примере басни «Белка и волк»

1

48

Наблюдение за художественными
особенностями рассказа-описания
Л.Н. Толстого «Лебеди»

1

49

Различение художественного и
научно-познавательного текстов
«Лебеди» и «Зайцы» Л.Н. Толстого

1

50

Осознание связи содержания
произведения с реальным событием.
На примере были «Прыжок» Л.Н.
Толстого

1

51

Анализ сюжета были «Прыжок» Л.Н.
Толстого: главные герои, отдельные
эпизоды, составление плана

1

52

Различение рассказчика и автора
произведения в рассказе Л.Н.
Толстого «Акула» и других по выбору

1

53

Выделение структурных частей
произведения Л.Н. Толстого «Акула»
и других по выбору (композиции):
начало, завязка действия,
кульминация, развязка

1

Библиотека ЦОК
01.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4e35a

Библиотека ЦОК
04.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4f066

Библиотека ЦОК
06.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4ea8a

Библиотека ЦОК
07.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4e684

Библиотека ЦОК
08.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4eb98

Библиотека ЦОК
11.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4e576

Библиотека ЦОК
13.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4e972

Библиотека ЦОК
14.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4e45e

54

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Творчество Л.Н.
Толстого»

1

55

Работа с детскими книгами: жанровое
многообразие произведений Л.Н.
Толстого

1

56

Оценка чувств и настроения,
вызываемых лирическим
произведением. На примере
произведения Н.А. Некрасова
«Однажды в студёную зимнюю
пору…» (отрывок)

1

57

Поэты о красоте родной природы. На
примере произведения Н.А. Некрасова
«Железная дорога» (отрывок)

1

58

Олицетворение как одно из средств
выразительности лирического
произведения

1

59

Описание природы (пейзаж) в
художественном произведении. На
примере произведения А.П.Чехова
«Степь» (отрывок)

1

60

Резервный урок.Сравнение средств
создания пейзажа в тексте-описании, в
изобразительном искусстве, в
произведениях музыкального
искусства

1

1

Библиотека ЦОК
15.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4eecc

Библиотека ЦОК
18.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4ed00

Библиотека ЦОК
20.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4d784

Библиотека ЦОК
21.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4d8a6

Библиотека ЦОК
22.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4e0f8

Библиотека ЦОК
25.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4d554

Библиотека ЦОК
27.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4dc98

61

Характеристика героя сказки В.М.
Гаршина «Лягушка-путешественница»

1

62

Особенности литературной сказки
В.М. Гаршина «Лягушкапутешественница»: анализ сюжета,
композиции

1

63

Осознание главной мысли (идеи)
сказки В.М. Гаршина «Лягушкапутешественница»

1

64

Работа с детскими книгами
«Литературные сказки писателей»:
составление аннотации

1

65

Животные в литературных сказках. На
примере произведения И.С. СоколоваМикитова «Листопадничек»

1

66

[Научно-естественные сведения о
природе в сказке И.С. СоколоваМикитова «Листопадничек»

1

67

Создание образов героев-животных в
литературных сказках. На примере
произведения Д.Н. Мамин-Сибиряка
«Умнее всех»

1

68

Поучительный смысл сказок о
животных. На примере произведения
Д.Н. Мамин-Сибиряка «Умнее всех»

1

69

Составление устного рассказа «Моя
любимая книга»

1

Библиотека ЦОК
28.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4f1c4

Библиотека ЦОК
29.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc4f548

Библиотека ЦОК
10.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc4f69c

Библиотека ЦОК
11.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc4f82c

Библиотека ЦОК
12.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc4f958

Библиотека ЦОК
15.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc4fc6e

Библиотека ЦОК
17.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc4fe30

Библиотека ЦОК
18.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc4ff70

Библиотека ЦОК
19.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc50358

70

Наблюдение за описанием зимнего
пейзажа. На примере стихотворения
С.Д. Дрожжина «Зимний день»

1

71

Оценка чувств и настроения,
вызываемых лирическим
произведением

1

72

Работа со стихотворением С.А.
Есенина «Берёза»: средства
выразительности в произведении

1

73

Восприятие картин природы в
стихотворениях С.А. Есенина

1

74

Живописные полотна как
иллюстрация к лирическому
произведению: пейзаж

1

75

Взаимоотношения человека и
животных – тема произведения Д.Н.
Мамин-Сибиряка «Приёмыш»

1

76

Соотнесение заглавия и главной
мысли рассказа Д.Н. Мамин-Сибиряка
«Приёмыш»

1

77

Отражение темы дружба животных в
рассказах писателей. На примере
произведения А.И. Куприна «Барбос и
Жулька»

1

78

Характеристика героев-животных, их
портрет в рассказах писателей. На
примере рассказа А.И. Куприна
«Барбос и Жулька»

1

Библиотека ЦОК
22.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc504ac

Библиотека ЦОК
24.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc5072c

Библиотека ЦОК
25.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc50876

Библиотека ЦОК
26.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc50984

Библиотека ЦОК
29.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc50aa6

Библиотека ЦОК
31.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc513ac

Библиотека ЦОК
01.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc514ba

Библиотека ЦОК
02.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc5169a

Библиотека ЦОК
05.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc518de

79

Отражение нравственно-этических
понятий (любовь и забота о
животных) в рассказах писателей

1

80

Осознание понятий верность и
преданность животных

1

81

Работа с детскими книгами о братьях
наших меньших: написание отзыва

1

82

Создание картин природы в
произведениях поэтов. На примере
стихотворения И.А.Бунина «Первый
снег»

1

83

Звукопись, её выразительное значение
в лирических произведениях

1

84

Поэтические картины родной природы

1

85

Составление устного рассказа
«Красота родной природы» по
изученным текстам

1

86

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Картины природы в
произведениях поэтов и писателей
ХIХ – ХХ века»

1

87

Дети – герои произведений

1

88

Историческая обстановка как фон
создания произведения

1

Библиотека ЦОК
07.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc519f6

Библиотека ЦОК
08.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc51b04

Библиотека ЦОК
09.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc524d2

Библиотека ЦОК
12.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc50e34

Библиотека ЦОК
14.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc50f6a

Библиотека ЦОК
15.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc51096

Библиотека ЦОК
16.02.2024

1

https://m.edsoo.ru/8bc522a2

19.02.2024
Библиотека ЦОК
21.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc52806

Библиотека ЦОК
22.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc52bd0

89

Судьбы крестьянских детей в
произведениях писателей. На примере
рассказа А.П. Чехова «Ванька»

1

90

Особенности внешнего вида и
характера героя-ребёнка. На примере
рассказа А.П. Чехова «Ванька»

1

91

Отражение в произведении важных
человеческих качеств: честности,
стойкости, ответственности. На
примере рассказа Л. Пантелеева
«Честное слово»

1

92

Деление текста на части, составление
плана, выявление главной мысли
(идеи) рассказа Л.Пантелеева
«Честное слово»

1

93

Представление темы «Дети на войне»
в рассказе Л. Пантелеева «На ялике»

1

94

Мужество и бесстрашие – качества,
проявляемые детьми в военное время

1

95

Составление портрета главного героя
рассказа Л.А. Кассиля «Алексей
Андреевич»

1

96

Осмысление поступков и поведения
главного героя рассказа Л.А. Кассиля
«Алексей Андреевич»

1

97

Отличие автора от героя и
рассказчика. На примере рассказа А.П.
Гайдара «Горячий камень»

1

Библиотека ЦОК
23.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc52da6

Библиотека ЦОК
26.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc52928

Библиотека ЦОК
28.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc52a40

Библиотека ЦОК
29.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc52ebe

Библиотека ЦОК
01.03.2024

https://m.edsoo.ru/8bc52fd6

Библиотека ЦОК
04.03.2024

https://m.edsoo.ru/8bc53242

Библиотека ЦОК
06.03.2024

https://m.edsoo.ru/8bc53364

Библиотека ЦОК
07.03.2024

https://m.edsoo.ru/8bc5347c

Библиотека ЦОК
08.03.2024

https://m.edsoo.ru/8bc53710

98

Выделение главной мысли (идеи)
произведения о детях. На примере
рассказа А.П. Гайдара «Горячий
камень»

1

99

Основные события сюжета
произведения А.П.Гайдара «Тимур и
его команда» (отрывки)

1

100

Роль интерьера (описание штаба) в
создании образов героев произведения
А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
(отрывки)

1

101

Нравственная оценка ситуаций,
поведения и поступков героев
произведения А.П. Гайдара «Тимур и
его команда» (отрывки)

1

102

Раскрытие темы «Разные детские
судьбы» в произведениях писателей

1

103

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Произведения о
детях»

1

104

Работа с книгами о детях: составление
аннотации

1

105

Произведения Паустовского К.Г. о
природе и животных. Главная мысль
(идея) рассказа «Барсучий нос»

1

106

Работа с рассказом Паустовского К.Г.
«Кот-ворюга»: анализ композиции,
составление плана

1

Библиотека ЦОК
11.03.2024

https://m.edsoo.ru/8bc53850

Библиотека ЦОК
21.03.2024

https://m.edsoo.ru/8bc53a12

Библиотека ЦОК
22.03.2024

https://m.edsoo.ru/8bc541a6

Библиотека ЦОК
25.03.2024

https://m.edsoo.ru/8bc5434a

Библиотека ЦОК
27.03.2024
1

https://m.edsoo.ru/8bc53bca

Библиотека ЦОК
28.03.2024

https://m.edsoo.ru/8bc544a8

Библиотека ЦОК
29.03.2024

https://m.edsoo.ru/f29f3630

Библиотека ЦОК
01.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc51c12

Библиотека ЦОК
03.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc51e24

107

Составление портрета герояживотного в рассказе Паустовского
К.Г. «Кот-ворюга»

1

108

Раскрытие темы взаимоотношения
человека и животного на примере
рассказа Паустовского К.Г. «Заячьи
лапы»

1

109

Особенности композиции в рассказах
о животных. На примере рассказа
Паустовского К.Г. «Заячьи лапы»

1

110

Создание характеров героев-животных
в рассказах писателей. На примере
рассказа Пришвина М.М. «Выскочка»

1

111

Рассказы писателей-натуралистов о
заботливом и бережном отношении
человека к животным к природе
родного края

1

112

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Взаимоотношения
человека и животных»

1

113

Составление устного рассказа
«Любовь и забота о братьях наших
меньших» по изученным
произведениям

1

114

Резервный урок.Человек и его
взаимоотношения с животными в
рассказах писателей

1

Библиотека ЦОК
04.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc51f46

Библиотека ЦОК
05.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc5218a

08.04.2024
Библиотека ЦОК
10.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc51294

Библиотека ЦОК
11.04.2024

1

https://m.edsoo.ru/8bc50bbe

12.04.2024
Библиотека ЦОК
15.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc523ba

Библиотека ЦОК
17.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc525e0

115

Особенности юмористических
произведений Н.Н.Носова и других
авторов на выбор

1

116

Комичность как основа сюжета
рассказов Н.Н.Носова и других
авторов на выбор

1

117

Характеристика героя «Денискиных
рассказов» В.Ю. Драгунского

1

118

Средства выразительности текста
юмористического содержания:
преувеличение. На примере
произведений В.Ю. Драгунского

1

119

Работа с детскими книгами: авторы
юмористических рассказов

1

120

Составление устного рассказа «Мой
любимый детский писатель» на
примере изученных произведений

1

121

Волшебные предметы и помощники в
литературных сказках Ш. Перро

1

122

Особенности литературных сказок Х.К. Андерсена (сюжет, язык, герои)

1

123

Особенности авторских сказок:
раскрытие главной мысли,
композиция, герои. На примере сказок
Р.Киплинга

1

124

Взаимоотношения человека и
животных в рассказах зарубежных

1

Библиотека ЦОК
18.04.2024

https://m.edsoo.ru/f29f3ca2

Библиотека ЦОК
19.04.2024

https://m.edsoo.ru/f29f3db0

Библиотека ЦОК
22.04.2024

https://m.edsoo.ru/f29f3a5e

Библиотека ЦОК
24.04.2024

https://m.edsoo.ru/f29f3b80

Библиотека ЦОК
25.04.2024

https://m.edsoo.ru/f29f3928

Библиотека ЦОК
26.04.2024

https://m.edsoo.ru/f29f3ed2

Библиотека ЦОК
29.04.2024

https://m.edsoo.ru/f29f4422

Библиотека ЦОК
02.05.2024

https://m.edsoo.ru/f29f4544

Библиотека ЦОК
03.05.2024

https://m.edsoo.ru/f29f41de

Библиотека ЦОК
06.05.2024

https://m.edsoo.ru/f29f4d8c

писателей. На примере рассказа Джека
Лондона «Бурый волк»

125

Деление текста на части, составление
плана, выявление главной мысли
(идеи) рассказа Джека Лондона
«Бурый волк»

1

126

Средства создания образов героевживотных в рассказах зарубежных
писателей. На примере рассказа
Э.Сетон-Томпсона «Чинк»

1

127

Осознание нравственно-этических
понятий: верность и преданность
животных. На примере рассказа
Э.Сетон-Томпсона «Чинк»

1

128

Расширение знаний о писателях, как
переводчиках зарубежной литературы.
На примере переводов С.Я. Маршака,
К.И. Чуковского, Б.В. Заходера

1

129

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Зарубежная
литература»

1

130

Составление устного рассказа «Мой
любимый детский писатель» на
примере изученных произведений

131

Резервный урок.Составление устного
рассказа «Дружба человека и
животного» на примере изученных
произведений

Библиотека ЦОК
08.05.2024

Библиотека ЦОК
13.05.2024

https://m.edsoo.ru/f29f488c

Библиотека ЦОК
15.05.2024

https://m.edsoo.ru/f29f430a

Библиотека ЦОК
16.05.2024

1

17.05.2024

17.05.2024

1

https://m.edsoo.ru/f29f4774

20.05.2024

https://m.edsoo.ru/f29f4666

132

Резервный урок.Работа с детскими
книгами «Зарубежные писатели –
детям»: написание отзыва

133

Резервный урок.Осознание важности
читательской деятельности. Работа со
стихотворением Б.Заходера «Что
такое стихи»

1

134

Резервный урок.Проверочная работа
по итогам изученного в 3 классе

1

135

Резервный урок.Работа с детской
книгой и справочной литературой

136

Резервный урок.Летнее чтение. Выбор
книг на основе рекомендательного
списка и тематического каталога

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

20.05.2024

22.05.2024

1

23.05.2024
23.05.2024

1

129

24.05.2024
8

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литературное чтение (в 2 частях), 3 класс/ Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
Вариант 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1/ (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская).
2. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2/ (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, м. В. Голованова, Л. А. Виноградская).

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронный образовательный ресурс:
"Российская электронная школа"
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

1. Электронные образовательные комплексы для кабинета начальной школы
2. Демонстрационные учебные таблицы по литературному чтению для начальной школы
3. Демонстрационные пособия по литературному чтению для начальной школы.
4.Сюжетные (предметные) картинки по литературному чтению.
5.Репродукция картин художественных фотографий.
6.Справочники и энциклопедии по литературному чтению для начальной школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».